Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Резолюция XXII Международного конгресса НАТ

Опубликовано 12.11.2018

1 ноября 2018 г. по итогам прошедшего XXII Международного конгресса НАТ была принята Резолюция. 

В  2019 году произойдет поэтапное отключение аналогового вещания общероссийских обязательных телеканалов. Федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания на 2009-2018 годы» с самого начала было продекларировано преодоление информационного неравенства для всех жителей Российской Федерации, а одним из ожидаемых результатов – «снижение с 15 процентов до 1,7 процента доли населения, не охваченного региональным телевидением».

В то же время, практическая реализация ФЦП, в силу технических особенностей системного проекта ЦЭТВ, а также позиция вещателей - участников 2-го мультиплекса, вкупе с принятыми подзаконными актами к Федеральному закону 257-ФЗ от 13.07.2015 г., позволяет говорить о том, что к моменту отключения аналогового эфирного вещания зрители конкретного региона вещания – субъекта РФ - не смогут смотреть в бесплатном доступе региональные телеканалы.

Кроме того, до настоящего момента не в полной мере реализованы положения Указа Президента РФ № 367 от 20.04.2013 г. о создании регионального общедоступного телеканала и о формировании местных мультиплексов – в то время как ФЦП было прямо предусмотрено создание «дополнительных» эфирных мультиплексов в крупных городах.

По инициативе ОНФ и при участии НАТ летом 2016 г. был внесен на рассмотрение Государственной Думы и принят Федеральный закон 280-ФЗ, установивший обязанность кабельных операторов региона дополнительно к 20-ти эфирным каналам общероссийских мультиплексов транслировать в своих сетях «обязательный общедоступный канал субъекта РФ».

На площадке V Медиафорума «Правда и справедливость», прошедшего в марте 2018 года в Калининграде, Президент Российской Федерации В.В. Путин, по предложению ОНФ, поручил проработать аналогичное предложение, закрепляющее обязанность распространения в кабельных сетях с использованием 22-й позиции определенных Роскомнадзором локальных (муниципальных) телеканалов.

Приветствуя эти важные достижения, НАТ отмечает, что в то же время они не являются исчерпывающим решением проблемы бесплатного доступа зрителей к региональным телеканалам (а следовательно, и вопроса их дальнейшего существования). Уровень проникновения кабельных сетей в некоторых регионах России очень низок (особенно в сельской местности и труднодоступных регионах); кроме того, распространение каналов через кабельные сети является условно-бесплатным, поскольку населению в любом случае приходится платить даже за базовый пакет каналов и услуги связи кабельному оператору.

Выборы в государственные и местные органы власти регулярно показывают, что пользующиеся популярностью, высокорейтинговые местные телеканалы играют важную роль в итоговых результатах голосования в регионе. Согласно статистике Роскомнадзора, в 2018 году 338 региональных телеканалов участвовали в выборах Президента РФ. Также сложно переоценить важность своего локального, «родного» канала для жителей каждого города, где зритель может получить актуальную оперативную информацию о том, что происходит рядом.

Для региональных органов власти, органов местного самоуправления, депутатов законодательной ветви власти всех уровней наличие местных телекомпаний является чуть ли не единственной возможностью донести свою политическую позицию, принять участие в телевизионных предвыборных агитационных мероприятиях, отчитаться о проделанной работе, используя трибуну телевизионного СМИ как самой массовой бесплатной коммуникационной площадки. Отсутствие местных медиа в информационной среде региона не только снижает массовость избирательного процесса на выборах в субъектах РФ и муниципалитетах, но и способно привести к информационному вакууму, чем готовы воспользоваться безответственные провокаторы и экстремисты, распространяя непроверенную информацию и сея панику. Трагические события конца марта в Кемерово это наглядно показали.

Более того, в отношении телекомпаний, вещающих в национальных республиках и областях РФ, ситуация со скорым исчезновением региональных вещателей противоречит Стратегии государственной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России.

На заседаниях Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания ранее разрабатывались подходы к организации дополнительных эфирных мультиплексов в крупных городах РФ. В перечень транслируемых в их составе каналов могли бы войти как национальные вещатели, находящиеся сейчас вне 1-го и 2-го общероссийских мультиплексов (таких каналов, имеющих общероссийские эфирные аналоговые лицензии и частоты, насчитывается не менее семи), так и местные вещатели, определенные Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию через процедуру конкурса, отдельно для каждого региона. Фактически, уже сейчас в Российской Федерации существуют регионы, где в открытом цифровом эфире транслируется более 20 обязательных общедоступных телеканалов (например, Республика Крым и г. Севастополь, Москва, ХМАО-Югра, Свердловская область, Республика Татарстан).

 

С учётом крайней важности проблемы сохранения доступности регионального телевещания, требующей неотложных решений в текущем 2018 году, Национальная ассоциация телевещателей предлагает:

1)           вернуться на государственном уровне к рассмотрению вопроса о возможности выделения радиочастот для организации местных и региональных («дополнительных») эфирных мультиплексов, с целью чего возобновить практику проведения конкурсов ФКК по телерадиовещанию на право наземного эфирного цифрового вещания, на основании соответствующего поручения Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания;

2)           поддержать инициативу Общероссийского народного фронта о наделении телеканалов, определенных решением ФКК по телерадиовещанию, статуса «обязательного общедоступного канала муниципального образования» (закон о «22-й кнопке»);

3)         обеспечить региональным лицензиатам-вещателям, намеренным продолжить в 2019 г. наземное эфирное аналоговое телевещание по собственной лицензии, возможность изменения программной концепции вещания в части отказа от сотрудничества по модели «сетевого партнерства» с каналами, вошедшими в состав 1 и 2 мультиплексов, без дополнительного согласования такой возможности со стороны этих каналов; поручить Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обеспечить переоформление таких лицензий в ускоренном порядке.